Таран в морском бою

taran_morskom_bouПервая известная морская битва, в которой использовался таран, относится к 535 г. до н.э., хотя очевидно, что он применялся и раньше. В этом морском бою фокейцы (жители Фокеи, греческой колонии в Италии) встретились с объединенным карфагено-этрусским флотом у побережья Сардинии.

Фокейцы победили благодаря своей хорошей подготовке, которая дала целому флоту возможность разорвать вражескую линию, затем развернуться и таранить корму вражеских кораблей. Этот маневр — diekplous, или «прорыв», — один из двух основных маневров, которые возможно выполнить при использовании тарана. Другой маневр, peripjlous («плавание вокруг»), был более легким. Он заключался в том, что корабли обходили врага с фланга и нападали на него.

Использование тарана требовало увеличения скорости, чтобы пробить вражеский корпус и при этом избегнуть тарана противникам. Но как увеличить скорость? Единственной доступной движущей силой во время битвы были человеческие мускулы. Честолюбивый правитель не мог просто так увеличить мускульную силу, всего лишь увеличив длину корабля, чтобы в него поместилось больше гребцов. Пентера уже была непропорционально длинна, и, соответственно, в жертву скорости были принесены ее мореходные качества и маневренность. Поэтому уже в VIII в. до н.э. начались эксперименты с добавлением второго ряда гребцов, что привело к созданию биремы — судна с двумя рядами банок, расположенных один над другим, в котором, при той же длине корабля, могло разместиться в два раза больше гребцов. Наиболее раннее изображение биремы представлено на ассирийском рельефе из дворца Син-нахериба, датированном 701 г. до н.э.

Новый корабль был в результате на одну треть короче, более компактным и более остойчивым, чем галеры с одним рядом банок и в то же время он вмещал достаточное количество гребцов для передвижения по воде. От биремы был один шаг до создания триремы — корабля с тремя рядами банок: один ряд размещался в корпусе, другой — на уровне палубы и третий — на консолях, которые выступали из планшира над водой. Трирема, приводившаяся в движение 1 70 гребцами и набиравшая за короткое время скорость до 10 узлов, стала основным типом военного корабля античности.

«Олимпия» — очень хорошая реконструкция триремы, построенная в 1987 г., продемонстрировала великолепную маневренность и силу этого корабля. Реконструированный корабль способен плавать как под парусами, так и на веслах, он может всего лишь с половиной команды двигаться со скоростью 4 узла в течение четырех часов. Он также может выполнить поворот на 180 градусов за одну минуту, при этом дуга поворота не превышает две с половиной длины корабля. Очевидно, что подобный корабль был хорошей боевой единицей.